ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Ульяновский завод тяжёлых и уникальных станков – УЗТС.
Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Фонд Р-3534. Опись 1.
Том 1 за 1950-1964 годы.
- По проектному заданию, утверждённому постановлением Совета Министров СССР № 5770 от 27 декабря 1949 года, в апреле 1951 года началось возведение жилья на посёлке, а в октябре 1953 года строительство УЗТС. Первая очередь завода была пущена в эксплуатацию в июне 1955 года. В октябре 1956 года был изготовлен станок модели 656. Полностью строительство завода не окончено.
 - С начала строительства до 1956 года завод находился в подчинении Министерства станкостроительной промышленности СССР. С 1957 по 1965 г.г в ведении Ульяновского Совнархоза, а затем Совнархоза Приволжского экономического района.
 - В соответствии с постановлением СМ СССР от 25 декабря 1965 года, с упразднением Совнархозов, УЗТС подчиняется Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности СССР.
 
Функции завода: производство тяжёлых и уникальных станков.
Из интервью И.К.Юноша-Шанявского (первого руководителя СКБ) о начале УЗТС.
- (Интервью, сентябрь 1968 года).
 
«16 декабря 1946 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, принято решение о развороте тяжёлого станкостроения. (В 1932 году Германия отказалась поставлять тяжёлые станки. После войны привезли много станков из Германии, и произошёл спад в развитии тяжёлого станкостроения.) Создать Коломенский, Рязанский, Ивановский, Ульяновский заводы решил Пленум 1946 года.
- Там, где стоит завод и вокруг него, были болота и озёра, и сюда ходили охотники на уток, зайцев, лис (1953 – 1954 годы). Заходили лоси (потому и эмблемой стал лось).
 
Первым построили МСК 2 (направо). В сентябре 1953 года поставили первые колонны этого цеха. В 1955 году начали проектировать первый станок модели 656 для завода.
В 1956 году сделали четыре штуки. (Запустили в декабре 1955 года и выпустили первый станок 23 октября 1956 года). В 1959 году освоили станок модели 654.
Первые продольные станки моделей 6621, 6641 освоили в 1959 году. В 1963 году начали изготавливать гамму станков моделей 6612, 6616, 6620, 6625.
Литейный корпус построен в 1959 году.»
     
Перечень и основных вех
производственно-технического развития завода.
     
Расширение номенклатуры изготавливаемых вертикальных и продольно-фрезерных станков. Освоение экспортных поставок. Начало производства специальных тяжёлых фрезерных станков на базе серийных моделей и оригинальных компоновок. 60-е годы.
Окончание строительства МСК-1 и монтажа уникального оборудования в его первом пролёте. Техническое перевооружение литейного и механосборочного производства, освоение выпуска уникальных продольно-фрезерных станков моделей 6640, 6650 и их модификаций. Начало выпуска станков с ЧПУ. Строительство корпуса подготовки литья (КПЛ) и пролёта особо тяжёлого литья (ПОТЛ) с реконструкцией литейного корпуса. 70-е годы.
Расширение номенклатуры выпуска станков с ЧПУ. Изготовление тяжёлых и уникальных станков с ЧПУ. Начало производства высоко автоматизированных тяжёлых станков и станочных комплексов фрезерно-расточных станков. Изготовление и монтаж уникального оборудования в КПЛ. Перевод литейного производства на новые принципы формовки с применением жидкотекущих смесей оригинального состава для изготовления форм и стержней. Техническое перевооружение механосборочного производства, кузнечнопрессового, термического и гальванического цехов и участков под многономенклатурное групповое механизированное производство тяжёлых фрезерных и фрезерно-расточных станков на основе широкой типизации, унификации и агрегатирования. Передача выпуска вертикально-фрезерного станка с шириной стола 630 мм – основной серийной продукции завода 60-х – 70-х годов Воронежскому станкозаводу и продольно-фрезерных станков с шириной стола 1250 и 1600 мм Минскому заводу им. Октябрьской Революции без снижения плановых объёмов производства завода. 1980-1987 годы.
Начало спада выпуска универсальных станков. Обвал объёмов выпуска станкостроительной продукции. Освоение производства угольных комбайнов. Изготовление копировальных и программных станков для модельного и штампового производств УАЗа и АвтоВАЗа. Изготовление опытного образца и установочной партии «малых» фрезерных станков с шириной стола 400 мм, тяжёлых торцефрезерных станков оригинальной конструкции для металлургии и ряда специальных станков для предприятий железнодорожного транспорта. Конец 80-х – начало 2000-х годов.
Из материалов первой книги «Истории УЗТС и СКБ-11 в лицах…» Автор и составитель Ю.М. Калужский
Историческая справка с основными хронологическими сведениями
Итак, завод построен. И освоил выпуск вертикальных фрезерных станков, ранее в стране не изготовлявшихся. И принял от Ленинградского завода им. Свердлова и Горьковского завода фрезерных станков - ГЗФС выпуск продольно-фрезерных станков, включая уникальные, обновив радикально их конструкцию. И это отвечало задаче становления отечественного машиностроения и росту объёмов выпускаемой им продукции: тракторов, грузовых машин, гидравлических и паровых турбин, дизельных двигателей, тяжёлой военной техники, прессов и металлорежущих станков, частично авиации. Отвечало до тех пор, пока объёмные показатели роста не пришли в противоречие с задачами многократного, до бесконечности, роста номенклатуры и темпов её обновления, качественных и экономических показателей в условиях глобальных мировых рынков.
- Значимым тормозом на пути решения многогранных задач было отсутствие производства современного режущего инструмента, что особо важно в технологической специализации фрезерных и фрезерно-расточных станков, высококачественного электро- оборудования и систем управления. Это в свою очередь лишило «конструкторов и тех, кто им должен помогать», опыта технологического общения с заказчиками и технологической составляющей в процессе проектирования и развития собственного производства.
 - Не поблизости ли здесь ответ, конечно наряду с общими социально-экономическими причинами, «почему он рухнул?»
 
Историческая справедливость в отношении 50-ти летней деятельности УЗТС не может быть восстановлена без раскрытия роли личностей, заложивших глубокие и неискоренимые, даже с разрушением завода, традиции и школы: создания металлорежущего оборудования, управления сложным многономенклатурным производством, профессионального мастерства и трудового братства, – продолжающие жить со сменой поколений, производственных структур, форм собственности и собственников.
- Понимание и отображение истории завода невозможно вне рамок социально политических коллизий жизни страны, ломки основных экономических и управленческих систем тяжёлой промышленности, машиностроения и станкостроения в частности. Оно также не возможно без анализа развития техники и технологий в областях металлообработки и организации производства на предприятиях машиностроения.
 
                    
                     
                    
                     
                    
                     
- Вышестоящие организаций и собственники УЗТС.
 
                     
- Министерство станкостроительной промышленности СССР. 1950-1957.
 - СНХ Ульяновского экономического района. Декабрь 1957-1962.
 - СНХ Приволжского экономического района. Декабрь 1962-1965.
 - Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности,
 
- Главтяжстанкопром и ВПО Союзтяжстанкопром. Декабрь 1965-1986.
 
- Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности,
 
- 1986-1991.
 
- Акционирование:Образование ОАО УЗТС. Январь 1992 года.
 
- Директора и генеральные директора
 - ДРОЗДОВ Павел Васильевич 1953-1956
 - ЯКИМЧИК Николай Михайлович 1956-1960
 - КУЗНЕЦОВ Виктор Семенович 1960-1961
 - КАМЫЩЕНКО Вячеслав Петрович 1961-1963
 - КРЮКОВ Анатолий Георгиевич 1963-1965
 - ДРУЖИНИН Павел Иванович 1965-1969
 - ВОРОТЫНЦЕВ Иван Васильевич 1969-1979
 - КОРОЛЕВ Владимир Васильевич 1979-1986
 - МАРТЫНОВ Александр Павлович 1986-1987
 - ПЕКАРСКИЙ Борис Михайлович 1987-1990
 - ФЕДОТОВ Михаил Иванович 1990-2003
 - СМИРНОВ Анатолий Николаевич 2003-2004
 - МОКЕВНИН Игорь Александрович 2004 -2006
 - КЛИМОВЕЦ Юрий Петрович 2006-2007
 - Петугин Максим Евгеньевич 2007-2008
 - Бречко Евгений Владимирович 2008-2009
 -   	
 - Главные инженеры и технические директора
 - ХАЧАТУРОВ Ваган Мартынович 1952-1954
 - КАЛЛЕОПИН Владимир Васильевич 1954-1956
 - ГОРИН Алексей Андреевич 1956-1960
 - КОРОЛЕВ Петр Алексеевич 1960-1963
 - ШУРЫГИН Александр Иванович 1963-1967
 - СКЛЯРОВ Анатолий Васильевич 1967-1969
 - КУЧЕРЯВЫЙ Аксентий Васильевич 1969-1980
 - МАРТЫНОВ Александр Павлович 1980-1986
 - АНТРОПОВ Юрий Викторович 1986-1987
 - МАРТЫНОВ Александр Павлович 1987-1994
 - ЩЕПАЛИН Алексей Иванович 1994-1995
 - АВЕРЬЯНОВ Владимир Валентинович 1995-1996
 - ЕГРАШИН Анатолий Александрович 1997-2001
 - ЧАЛОВ Алексей Степанович 2001-2002
 - СОКОЛОВ Геннадий 2003-2004
 - Воронцов Евгений Александрович 2004 г
 
